О старчестве я впервые узнала, читая о жизни египетских пустынников подвижников (V век).
Выписанные из Лавсаика высказывания старцев не раз помогали мне в трудную минуту.
Особенно дороги для меня следующие высказывания святых отцов:
«Если хочешь стяжать истинное смирение, то приучайся мужественно претерпевать наносимые оскорбления от других» Авва Серапион
«Желай, чтобы с тобою сбывалось не то, чего тебе хочется, но то, что Богу угодно,
и тогда будешь спасён и благодарен в молитве своей» Авва Нил
Лавсаиком или Лугом духовным двадцатого века можно считать книги о жизни афонских старцев.
Святую гору – Афон называют Втором уделом Божией Матери, островом молитвы.
Царица Небесная простёрла Благодатный Покров над всеми насельниками Афонским обителей.
«Я хотел бы научиться только смирению и любви Христовой, чтобы никого не обидеть, но молиться за всех, как за самого себя» говорил своим духовным детям старец Силуан Афонский
Афонские святые старцы завещали нам:
- ХРАНИТЕ СВЕТ В ВАС И СВЕТИТЕ ДРУГИМ!
Часть 2
«Вы - СВЕТ МИРА. Не может укрыться Город, стоящий на вершине горы»
МФ. 5.14
Эти слова из Евангелия от Матфея относятся и к жизни старцев последних времён.
Старец Серафим Вырицкий, старец Феодосий Кавказский, старец Захария, Белгородский старец Серафим, блаженная старица Матрона, старица Нила, старица Рафаила прожили трудную многоскорбную жизнь.
В России в годы безверия люди тянулись к старцам как источникам живой воды.
По молитвам старцев страждущие исцелялись, обретали «духовную радость и свободу о Господе».
Для духовных детей старец становился непосредственным проводником воли Божией.
Благодатных даров: прозорливости и молитвенного представительства за духовных
чад, старцы удостаивались за великую веру, смирение, самоуничижение...
Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий
(Василий Николаевич Муравьёв)
(1865-1949гг.)
(Утихнут грозные невзгоды,
Своих врагов Россия победит,
И имя русского великого народа
Как гром по всей вселенной прогремит.)
1939 год
В молодости Василий мечтал стать монахом, однако, прозорливый старец Александро-Невской лавры, благословил его оставаться в миру, создать семью, воспитать детей и вместе с супругой посвятить оставшуюся жизнь монашескому подвигу.
Василий занялся заготовкой пушнины. Успешно торговал в России, во Франции, Германии, Англии.
Большую часть доходов отдавал на нужды монастырей, богаделен.
Нажил с женой сына и дочь, после смерти годовалой дочки, по ободному
согласию, жил с женой как брат с сестрой.
Однажды, Василий возвращался после дальней поездки в Санкт-Петербург, и
увидел сидящего на дороге крестьянина, который громко повторял:
-Не как ты хочешь, а как Бог даст!
Василий расспросил беднягу, что с ним приключилось.
Тот ответил, что в деревне его ждут семеро детей, больные тифом жена и отец,
он хотел продать последнюю лошадь, чтобы прокормить семью, а деньги у него
отобрали.
Православный купец поехал с ним на рынок, купил ему пару лошадей, телегу,
нагрузил её продуктами, привязал к ней корову, подвёл крестьянина к телеге, и вручил ему вожжи со словами:
-Не как ты хочешь, а как Бог даст.
Перед домом Василий решил зайти к парикмахеру. Тот усадил его в кресло, но посетитель вскочил, взволнованно стал расхаживать по комнате и говорить:
-Не как ты хочешь, а как Бог даст.
Парикмахер упал на колени, и стал рыдать и спрашивать, как открылся его злой умысел, ведь он собирался убить купца и ограбить его.
В ответ на это парикмахер получил деньги, и по приказанию Василия, исчез из города.
После этого случая семья приняла решения раздать состояние по монастырям,
и посвятить свою дальнейшую жизнь служению Господу.
По свидетельству духовных детей старец некоторое время пробыл на Афоне,
молился о вразумлении, как жить дальше.
Получил откровение от Царицы Небесной - идти в Россию.
В 1920 году Василий принимает монашество с именем Варнава.
В 1927 году при принятии схимы инок был наречен Серафимом, и избран братией
Духовником Александро-Невской Лавры.
Весть о прозорливом старце приводила в монастырь сотни посетителей.
Он принимал людей в своей келье.
Духовных чад становилось всё больше и больше, однажды старец принимал верующих двое суток без перерыва.
Страждущие получали от старца утешение и наставления как жить в сложное послереволюционное время.
С 1929 года старец арестовывался 14 раз.
И в тюрьмах и лагерях схимонах Серафим продолжал свой старческий подвиг, укреплял веру и вселял надежду в души заключенных.
После возвращения из заключения в 1933 году старец поселился в Вырице.
Из воспоминаний духовного сына старца Серафима:
-Всё здоровье отец Серафим оставил в лагерях, там его много били, сломали рёбра.
Врачи обнаружили множество болезней. Только благодаря тому, что старец находился в столь немощном состоянии и жизнь, на внешний взгляд, едва теплилась в нём, власти разрешили ему поселиться в Вырице, под Ленинградом.
После всех перенесённых испытаний у старца в полную меру открылся дар прозорливости, дар чудотворения.
Немощному физически старцу, по милости Божией, была дарована благодатная молитва.
Старец принимал всех нуждающихся в молитвенной помощи.
Старцу открывалось духовное состояние чад, где бы они ни находились. Он неустанно молился о спасении их душ, к скорбящим и больным посылал помощников.
Из воспоминаний духовной дочери старца Серафима Евдокии:
-Как-то батюшка дал мне адрес и сказал:
«Там живёт раба Божия Анна, у неё горе выше крыши, пусть она ко мне придёт».
Евдокия нашла находящуюся в отчаянии Анну. У женщины, оставленной мужем, тяжело болели дети. Анна обращалась к старцу за помощью до закрытия Лавры, и не знала, что её утешитель живёт в Вырице. В трудную минуту старец сам разыскал её, позвал к себе.
Из рассказа духовной дочери старца Серафима Феодосии:
- Вернулась из лагерей больная, я находилась в полном отчаянии, без жилья, без средств. Старец прислал посланницу, она сказала, что батюшка меня зовёт в Вырицу.
Я не поверила, так как слышала, что он в заключении.
Набралась нахальства и сказала:
-Если это мой духовный отец, то пусть он меня исцелит, тогда я пойду к нему!
Наутро я с изумлением почувствовала себя здоровой.
Когда я приехала в Вырицу, старец встретил меня Евангельскими словами:
-«Блаженны не видевшие и уверовшие» Ин.20.29
Когда началась война, многие верующие спрашивали у старца Серафима, покидать ли дома.
Старец всем отвечал, что все дома будут целы и ни один из мирных жителей в Вырице не погибнет.
С сентября 1941 года в Вырице, размещалась тыловая команда православных румын. Начальником команды был немецкий капитан.
Сразу после оккупации была открыта церковь, ни грабежей, не убийств в посёлке не было.
Узнав о прозорливом старце, военные приходили к нему с вопросами.
Старец Серафим откровенно отвечал оккупантам:
«Санкт- Петербурга вы никогда не возьмёте. Мы – православная держава.
Вера сейчас гонится, но через короткое время снова возродится».
Комендант, услышав о пророчестве старца от подчинённых, отдал приказ расстрелять схимонаха.
Старец встретил солдат с крестом в руках:
-А в кого вы будете стрелять: видите у меня крест со Спасителем, в Христа будете стрелять? А ещё говорите, что вы верующие.
Старец произнёс эти слова на немецком языке. В юности он по торговым делам бывал в Германии.
Старец сказал каждому из солдат, сколько у них детей, и просил передать
коменданту информацию, касающуюся его лично.
Убедившись в прозорливости старца, комендант отменил приказ.
Одному капитану старец сказал, что он дойдёт до Польши, там найдёт свой конец.
Много лет спустя в Вырицу, приехал пожилой румын, служивший с этим капитаном, и рассказал, что тот был убит под Варшавой, как и было, предсказано старцем.
Во время войны старец, подобно пр. Серафиму Саровскому, 1000 ночей молился в саду перед иконой святого, просил о спасении России.
"И в радости и в горе монах, старец больной,
Идёт к святой иконе, в саду, в тиши ночной.
Чтоб Богу помолиться за мир и всех людей
И Старцу поклониться о Родине своей:
"Молись Благой Царице, Великий Серафим,
Она Христа десница,Помощница больным.
Заступница убогим, одежда для нагих,
В скорбях великих многих спасет рабов Своих...
В грехах мы погибаем, от Бога отступив,
И Бога оскорбляем в деяниях своих".
Старец Серафим Вырицкий 1942 год.
Одна женщина оставила свидетельство о том, что после извещения о пропавшем сыне, пошла к старцу.
Он сказал ей, чтобы она немедленно ехала в Новороссийск.
Приехав в Новороссийск, женщина узнала, что корабль сына затонул, но его тело вынесло на берег. Так по молитвам старца, ей удалось похоронить своего сына.
Жительнице Вырицы Александре, муж которой не вернулся с войны соседи посоветовали:
-В посёлке живёт старый монах, который предсказывает – спроси у него,
может быть, он скажет, что с мужем.
Александра пошла к старцу вместе с восьмилетней глухонемой дочерью.
Долго ждала женщина, пока её позовут к монаху, а когда вошла в келию не проронила ни одного слова, тогда старец велел ей выйти, а девочку знаками подозвал к себе.
Когда девочка вышла из келии старца, то обратилась ко всем ожидающим приглашения к старцу:
-Извините, что я задержала дедушку.
Из воспоминаний Александры:
-Боже мой! Я как услышала свою дочь говорящей, прибежала в келию и упала на колени перед старцем.
Он строго сказал:
-Ты в Бога не веришь, пришла ко мне как к гадалке, а я не гадаю, а молюсь, вот Господь дал, чтобы твоя дочь исцелилась.
Так вот не забывай об этом, я скоро отойду, приходи на мою могилку.
Ты хотела узнать о муже – он жив, и вернётся, сначала поживёт с тобой, а потом уйдёт к другой женщине.
Муж Александры вскоре вернулся, но жизнь у них не сложилась, он ушёл из дома.
Шли годы ни в церковь, ни на могилу к старцу Александра не ходила, пока не заболела.
У неё начали отниматься ноги.
Вспомнила тогда Александра слова старца и заголосила:
- Сейчас бы, батюшка пошла бы к тебе, на могилу, да ног нет.
Во сне женщина увидела старца, он протянул ей кусок хлебе и произнёс:
-Вот, на подкрепись. А завтра, обмотай ноги одеялом и ползи на могилку, только сама!
-Раз приползёшь, после на коленях уйдёшь, а второй раз на коленях придёшь – уйдёшь на ногах.
До могилы больная женщина ползла несколько часов, ушла, как и предсказывал старец во сне, на коленях, а после второго прихода – встала на ноги.
Исцелившись, женщина пришла к вере.
"Слава Великому Господу Богу!
Радостно дух мой воспой,
Сердцем стремлюсь я к святому чертогу
Там, где Иисусе Сладчайший Мой!
Ты в моей жизни едина надежда,
В скорбях, болезнях Тобой я живлюсь.
Будь Ты мне радость, покров и надежда,
Сам на всю жизнь я Тебе предаюсь.
Слава Великому Господу Богу!
Радостно дух мой воспой,
Сердцем стремлюсь я к святому чертогу
Там, где Иисусе Сладчайший мой!"
1946 год
Прославление старца Серафима Вырицкого состоялось в августе 2000.
«От меня это было»
(это обращение Бога к каждому из нас)
Думала ли ты когда-либо, что всё, касающееся тебя, касается и меня?
Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего.
Ты дорога в очах Моих, многоценна, и Я возлюбил тебя, и поэтому для Меня
Составляет особую отраду воспитывать тебя.
Когда искушения на тебя и враг придёт, как река,
Я хочу, чтобы ты знала, что
От Меня это было.
Что твоя немощь нуждается в Моей силе
И что безопасность твоя заключается в том,
Чтобы дать Мне возможность защитить тебя.
Находишься ли ты в трудных обстоятельствах,
Среди людей, которые тебя не понимают,
Не считаются с тем, что тебе приятно,
Которые отстраняют тебя,-
От Меня это было.
Я – Бог твой, располагающий обстоятельствами,
И не случайно ты оказалась на своём месте,
Это то самое место, которое Я тебе назначил.
Не просила ли ты, чтобы Я научил тебя смирению?
И вот Я поставил тебя в ту среду,
В ту школу, где этот урок изучается.
Твоя среда и живущие с тобою только выполняют Мою волю.
Находишься ли ты в денежном затруднении,
Трудно сводить концы с концами, знай, что
От Меня это послано тебе.
Я – муж скорбей, изведавший болезни,
Я допустил это, чтобы ты обратилась ко Мне.
И во Мне могла найти утешение вечное.
Обманулась ли ты в друге своём, в ком-нибудь,
Кому ты открыла сердце своё, -
От Меня это было.
Я допустил этому разочарованию коснуться тебя,
Чтобы познала ты, что лучший твой друг есть Господь.
Я хочу, чтобы ты всё приносила ко Мне и говорила Мне.
Наклеветал ли кто на тебя, предоставь это Мне,
И прильни ближе ко Мне, убежищу твоему, душею твоею,
Чтобы укрыться от пререкания языков,
Я выведу как свет правду твою
И судьбу твою, яко полудне.
Разрушились планы твои, поникла ты душою и устала –
От Меня это было.
Ты создавала себе план, имела свои намерения,
Ты и принесла их Мне, чтобы Я благословил их.
Но Я хочу, чтобы ты предоставила их Мне
Распоряжаться и руководить обстоятельствами
Жизни твоей, так как ты – только орудие,
А не действующее лицо.
Постигли ли тебя нежданные неудачи житейские,
И уныние охватило сердце твоё, знай –
От Меня это было.
Ибо я хочу, чтобы сердце твоё и душа твоя
Были всегда пламенеющими пред очами Моими,
И побеждали бы именем Моим всякое малодушие.
Не получаешь ты известий от ближних,
Дорогих тебе людей,
По малодушию твоему и маловерию
Впадаешь в ропот и отчаяние, знай –
От Меня это было.
Ибо этим томлением духа твоего испытую Я
Крепость веры твоей в непреложность обетований
И силу дерзновения твоей молитвы сих ближних твоих,
Ибо, не ты ли возлагала заботы о них
На мою промыслительную любовь?
Не ты ли и ныне вручаешь их
Покрову Пречистые Матери Моея?
Постигла ли тебя тяжкая болезнь,
Временная или неисцелимая,
И ты оказалась прикованной к одру твоему –
От Меня это было.
Ибо Я хочу, чтобы познала ты ещё глубже Меня
В немощах твоих телесных и не роптала бы за сие
Ниспосылаемое тебе испытание,
И чтобы не старалась проникнуть в Мои планы
Спасения душ человеческих различными путями,
И безропотно и покорно преклонила бы главу твою
Под благодать Мою о тебе.
Мечтала ли ты сотворить какое-либо
Особенное дело для Меня
И вместо этого сама слегла на одр болезни и немощи –
От Меня это было.
Ибо тогда ты была бы погружена в дела свои,
И Я не мог бы привлечь мысли твои к Себе,
А Я хочу научить тебя самым глубоким мыслям и
Урокам Моим, чтобы ты была на службе у Меня.
Некоторые из лучших сынов Моих суть те,
Которые отрезаны от живой деятельности,
Чтобы им научиться
Владеть оружием непрестанной молитвы.
Призвана ли ты неожиданно, занять трудное и
Ответственное положение, полагаясь на Меня.
Я вверяю тебе эти трудности,
И за это благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих,
На всех путях твоих, во всём
Руководителем и Наставником твоим будет Господь твой.
В сей день в руки твои, дитя Моё,
Дал Я этот сосуд освящённого елея,
Пользуйся им свободно.
Помни всегда, что каждое возникающее затруднение,
Каждое оскорбляющее тебя слово, каждая напраслина и осуждение,
Каждая помеха в твоей работе,
Которая могла бы вызвать чувство досады, разочарования,
Каждое откровение немощи и неспособности твоей
Будет помазано этим елеем –
От Меня это было.
Помни, что всякая помеха есть Божие наставление,
И потому положи в сердце своё слово,
Которое Я объявил тебе в сей день –
От Меня это было.
Храни их, знай и помни – всегда, где бы ты ни была,
Что всякое жало притупится, когда ты научишься
Во всём видеть Меня.
Всё послано Мною для совершенствования души твоей,-
Всё от Меня это было.
(Из письма старца Серафима Вырицкого к одному из своих духовных чад)
* весь подготовленный материал о старцах можно найти на сайте "Свет"
http://svet7777.jino-net.ru/
http://svet77-77.narod.ru/soderjnie.html
Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий
М.: Издательство Братства святителя Алексия, 1996.-144с.
Жизнь Пустынных Отцев, творение Пресвитера Руфина
Свято-Троицкая лавра, 1898г.-118
Старец Захария
Изд.: Тим, 1993г.-95с.
Сказание о житии Блаженной Матроны
Составила Жданова, Свято-Троицкий Ново-Глутвин монастырь, 93г.-126с.
Жизнеописания Афонских Подвижников Благочестия Х1Х века
Иеромонах Антоний. М. Афонское Подворье, 1994г. –252с.
Тайна старца Феодосия
Анна Ильинская. Изд.: Православный Паломник, 1997г.-239с.
Белгородский старец Архимандрит Серафим (Тяпочкин)
Составитель иеродиакон Софроний. Изд.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998г.-
223с.
Жизнеописание старицы Рафаилы: Её любили в лагере
Татьяна Зотова, Самара,2000г.-101с.
Схимонахиня Нила
Составители А. Трофимов, З.Свириденкова
Изд.: Паломник,1998г-174с.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Тайна пресуществления - Николай Погребняк В статье речь идёт о Церковных таинствах, в первую очередь, о таинстве пресуществления. Споры и разногласия между верующими разных деноминаций чаще всего происходят из-за того, что они не знают учение друг друга.
кто такие "Иеговы". Откройте глаза - источник Справочник
По благословению Преосвященного Иоанна Епископа Белгородского и Старооскольского,
Председателя Миссионерского Отдела МП РПЦ
2. Деструктивные религиозные организации и некоторые религиозные группы
матрицы
"Экология духа, оккультизм и язычество"
"Новый Акрополь"
"Церковь Адамитов"
"Белое Братство"
"Международный центр космического сознания"
Группы славянского язычества: группа Доброслава
"Экология сознания"
"Движение Грааля"
Последователи учения Карлоса Кастанеды
Ассоциация "Колыбель Сибири"
Центр йоги "Крылья совершенства"
"Семья Детей Бога"
"Ошмарий-Чимарий"
"Внутренний круг" последователей Порфирия Иванова
"Рэйки"
"Энерсенс"
Розенкрейцеры: "Международная Школа Золотого Розенкрейца"
Группа В.Столбуна
"Троянова тропа"
"Церковь Последнего Завета"
"Международный эзотерический центр "Vita"
Некоторые группы религиозного движения "Нью Эйдж"
Группа О.Андреева
Храм "Шеол"
Группа Марии де Эльфана
"Белая экология"
"Стрелы Урилы"
"Удмурт Вось"
Некоторые группы нейролингвистического
программирования
"Школа Диворга"
"Тетрада"
"Орден Храма Солнца"
Центр "Единение"
Бажовцы
Зеленое братство
Школа единения "Всеволод"
"Академия Золотова"
3. Религиозные группы и деструктивные религиозные организации восточной
ориентации
"Ананда Марга"
"АУМ Синрике"
"Радха Соами Сатсангх"
"Брахма Кумарис"
Последователи Бабаджи
"Бахай"
"Шри Чайтанья Сарасват Матх"
Культ Шри Чинмоя
"Международное Общество Сознания Кришны"
"Миссия Божественного Света"
Культ Раджниша (Ошо)
Центр "Униведа"
"Сахаджа-йога"
Культ Сатьи Саи Бабы
"Трансцендентальная медитация"
Тантрические секты: "Тантра-Сангха"
Миссия Чайтаньи "Институт Знания о Тождественности"
"Тоицу Кекай"
"Восточный Дом"
"Белый лотос"
Культ Ауробиндо Гхоша
Центр "Ананда"
4. Деструктивные религиозные организации западной ориентации
"Богородичный Центр"
"Свидетели Иеговы"
"Церковь Объединения"
"Церковь Откровения"
"Церковь Христа" (Бостонское движение)
"Семья"
"Ревнители истинного благочестия"
Религиозная организация "Традиции, семья, собственность"
Общество трезвенников братца Иоанна Чурикова
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
Секта скопцов
5. Коммерческие культы: "Гербалайф"
Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ,
тоталитарная секта) (куда входит и «свидетели Иеговы» - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся
социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя
деструнтивность), практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся
в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц
(руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над
сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и
осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния
неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и
лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и
зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти.
То, что некоторые религиозные организации практикуют контроль дознания
своих адептов, то есть воздействуют на их психику с целью установления
полного контроля над ними, отнюдь не "плод клеветнических измышлений
профессоров Кондратьева и Полищука", а, к сожалению, является реальностью,
что подтверждается опять же целым рядом весьма авторитетных экспертов и
отражено в целом ряде авторитетных документов, например:
· Постановление Государственной Думы РФ "Об обращении Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской
Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных
организаций на здоровье общества, семьи, граждан России" от 15 декабря 1996
г.: "... их стремление полностью завладеть человеком, уничтожить все ею
свободные связи с миром... Тоталитарность - культивирование слепого
подчинения авторитету, жесткая организация, всеобщий контроль за всеми
сторонами жизни адептов... Многие деструктивные религиозные организации...
широко известны на Западе множеством судебных процессов о нанесении
психического и физического ущерба адептам";
· Справочник, выпущенный экспертами Российской Академии государственной
службы при Президенте Российской Федерации и Комитета по связям с
религиозными организациями Правительства Москвы: "Это связано с тем, что
разработанная Л. Рон Хаббардом "программа очищения" ведет к полному и
безропотному подчинению ее адептов руководству Церкви";
· Аналитический вестник Аналитического управления Федерального Собрания
Российской Федерации "О национальной угрозе России со стороны деструктивных
религиозных организаций" (серия: "Оборона и безопасность - 8".- Выпуск 28,
1996 г.);
· Информационный материал к Приказу Министерства здравоохранения и
медицинской промышленности Российской Федерации от 19.06.1996 г. No 254 "Об
отмене "Методических рекомендаций "Программа детоксикации" :
"Проведенные в ряде стран государственные экспертизы показали антинаучность
и разрушительное действие методологии Л. Р. Хаббарда на организм человека и
его психику... Саентологи, не имея лицензии, используют методы
гипнотического воздействия на психику человека" ……
Следует отметить необходимость различать понятия "секта" и
"тоталитарная секта". Сектами можно названо большинство новых религиозных
движений как выходцев из (ответвлений от) каких-либо традиционных религий, и
это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то
плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее
влияние на традиции пародов, сами постепенно превращаясь в мощные
религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только
какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство. Но среди
всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых
идет вразрез со светскими законами ("АУМ Санрике", "Свидетели Иеговы",
"Белое Братство" и др.) или доктрины которых прямо призывают к насилию над
людьми из внекультового социума ("Церковь сатаны" и др.), то есть
религиозных объединений деструктивного характера или иначе - деструктивных
религиозных объединений, которые из-за тоталитарных порядков, царящих в них,
называют также "тоталитарными сектами" ("тоталитарное религиозное
объединение", "деструктивный культ"). Криминальный характер таких
организации хорошо замаскирован, но тем не менее он проявляется в виде
различных громких инцидентов
В настоящее время на судебно-психиатрической экспертизе в ГНЦ им. В. П.
Сербского находятся несколько лиц, совершивших опасные деяния, связанные с
идеями, содержащимися в учениях деструктивных религиозных организации, в их
числе последовательница "Свидетелей Иеговы", убившая своего малолетнего
ребенка
Предвидя взрыв эмоций в среде наших оппонентов по поводу "неэтичности",
"некорректности", "незаконности", "юридической неправомерности" и т.п.
предлагаемых определений, мы отдаем себе отчет в том, что формулировки -
сырые, требуют обсуждения и дальнейшей проработки, что в законе их нег
(должен же кто-то их в закон предложить). Но и закрывать глаза на реальную
действительность, которая сложилась ныне в России, мы не можем. В нашей
стране, по данным специалистов, сейчас насчитывается от 3 до 5 миллионов
адептов религиозных сект, из которых в возрасте до 18 лет - около 500 тысяч, а от 18 до 25 лет - 1 миллион человек (оценить в этой цифре долю,
соответствующую численности адептов деструктивных религиозных организаций,
проблематично, хотя ориентировочно оно составит около 500-900 тысяч
человек). В Итоговом документе круглого стола на тему "О соблюдении
конституционного принципа свободы совести", прошедшем 27 декабря 1996 г. в
Палате по правам человека Политического консультативного совета при
Президенте Российской Федерации, приводятся, мягко говоря, не совсем научные
и корректные выкладки (далее - почти дословно) о том, что, если из цифры
13078 (общее количество религиозных объединений в России) вычесть цифру 7195
(количество религиозных объединений Русской Православной Церкви), то
получится число, соответствующее тому количеству деструктивных религиозных
организации, которое приводится в средствах массовой информации, из чего
делается необоснованный вывод, что к деструктивным культам средства массовой
информации относят все остальные религиозные объединения, кроме Русской
Православной Церкви.
Но это - абсолютно неверный вывод, потому что очень большое количество
деструктивных религиозных объединений вообще не регистрируется. И примерами
тому - "Церковь Христа" (в некоторых областях), "Церковь сатаны", "Белое
Братство" и многие другие. Некоторые деструктивные религиозные объединения
регистрируются как общественные организации или коммерческие фирмы. В
Справочнике Российской Академии государственной службы при Президенте
Российской Федерации в отношении религиозного движения "Бахай" написано
следующее: "В настоящее время в России имеется более 350 общин бахай,
большинство из которых не зарегистрировано". Как сообщила в интервью
областному радио заместитель главы администрации Еврейской автономной
области по связям с общественными организациями Д. Королькова, сегодня
только на территории ЕАО действует не менее семидесяти нигде не
зарегистрированных религиозных организаций самого разного толка и
направлений. По ее словам, многие из них, кроме вреда, ничего другого
принести не могут
Давление со стороны Православной церкви и общественных организаций
Румынии заставило группу "Свидетелей Иеговы" отменить международную
конференцию, которая должна была пройти в Бухаресте. Румынское правительство
сочло проведение конференции неприемлемым. Президент Латвии Гунтис
Улмапис выступил с повой законодательной инициативой, суть которой состоит в
том, чтобы определить ответственность незарегистрированных религиозных
организаций за нанесенный гражданам физический и психический ущерб. Поводом
для письма президента парламенту послужила смерть 17-летней девушки,
последовательницы организации "Свидетели Иеговы", которая по религиозным
убеждениям отказалась от переливания крови. Министерство юстиции Латвии
отказало "Свидетелям Иеговы" в регистрации весной 1996 года. По мнению
президента, соответствующими нормами должны быть дополнены Закон о
религиозных организациях и Уголовный кодекс Латвии
В российских регионах, осознав опасность деструктивных религиозных
организаций, уже начали принимать нормативные акты по ограничению их
деятельности. Одним из первых был подписан закон "О миссионерской
(религиозной) деятельности на территории Тульской области". Он послужил
образцом для принятия аналогичных актов в Тюменской, Рязанской и ряде других
областей. Тверская и Калининградская думы издали сходные постановления (от
21 февраля 1995 года и 11 января 1996 года "О религиозных объединениях,
входящих как структурные подразделения в религиозные зарубежные организации,
находящиеся вне юрисдикции Российской Федерации". Законодатели этих областей
запретили регистрацию всех без исключения религиозных объединений, входящих
"в зарубежные религиозные организации". Чуть позже появились ограничивающие
деятельность иностранных миссионеров хабаровский и ярославский законы. Закон
Республики Калмыкия "О свободе совести и вероисповедания", принятый Народным
Хуралом в октябре 1995 года, предоставляет ряду конфессий статус
"традиционных в Республике Калмыкия", устанавливая для них ряд преимуществ, прежде всего право собственности на землю. Работы по
строительству религиозных и ритуальных объектов, в соответствии с указом
президента Чувашской Республики Федорова, будут финансироваться из бюджета
только для "избранных" религиозных объединении (местной епархии Русской
православной церкви и Духовного управления мусульман). В настоящее время уже более двух десятков субъектов Федерации приняли подобные
законодательные акты.